Форум города Ханты-Мансийска
19 апреля, пятница

Рассказы и показы города Зеро и других авторов / Городские легенды

Cуть темы

Наверное герой этой истории существовал в каждом городе. Городской Сумасшедший. Прошли годы, и я уже не помню его имени, а фамилии и не знал никогда. Назову его Гриша (возможно , так его и звали), как я понимаю, знали его только по имени, а известность его была городского масштаба, это точно. Самое главное, в чём он участвовал, не подозревая об этом – воспитательный процесс. Каждый ребёнок в городе знал - «Будешь читать много книг, станешь как Гриша!». Может конечно не до всех детей доводили данную сентенцию, но для меня Гриша был ходячим предупреждением. Был он высокого роста, худощав, нескладен, носил длинные волосы и жидкую бородёнку, возраст же имел, как мне казалось, не более тридцати лет или около того. Круглый год он был одет в длинное серое пальто, чистую светлую рубашку застегнутую на все пуговицы, темные брюки и ботинки. Сказать , что одежда его была грязна – нельзя. Да потрёпанная, да пыльная, но неопрятной её назвать было нельзя. Главной особенностью Гриши были … книги. Они болтались в его авоське, с которой он ходил, по-моему, всегда. Книг было штук пять-шесть и были они перевязаны бечевкой. Скажу сразу, я не имею представления, что это были за книги, да и от других никогда не слышал. Может это была богословская литература, может Кант или Ландау, а может и Паустовский. Ответа нет.
Я видел Гришу раз десять, не больше. Всегда помню его идущим по улицу и что-то бормочущим себе под нос. Разговаривая с кем-нибудь , не важно по поводу или нет, он иногда повышал голос и что-то цитировал, возможно мне это просто казалось, но отложилось в памяти именно так. Кто-то говорил что ещё не давно он был умным и одаренным юношей, кто-то считал , что он вообще был немым и разговаривать начал лишь недавно, но во время своей немоты регулярно посещал городскую библиотеку. Но никто не знал его маленьким, может его семья была приезжей? Не знаю. Но уж точно то, что библиотека являлась краеугольным камнем его судьбы, в этом сходились все. Вроде бы у него был дом и жил он с матерью, и мать его была вполне нормальная. Слухи, слухи, слухи. Встречая Гришу складывалось впечатление, что он куда-то опаздывал. Шаг был его быстрым и в то же время удивительно ровным. Очень часто видели его у церкви, но милостину он не просил, а все время находился с кем-то в беседе, то со священнослужителями , то с паствой. Причем говорили, что беседовал он спокойно и тихо. Считался ли он юродивым ? Посещал ли он службу? Не знаю, не знаю, не знаю.
Как все дети я немого побаивался его, но в то же время фигура шагающего по тротуару Гриши приводила нас, детей, в какое-то возбуждение. И мы преследовали его дразня, впрочем, было это до поры до времени, взрослые пресекали такие попытки раз и навсегда. Либо родители предупреждали, что так делать нельзя – и вы знаете, верилось и принималось это сразу. Либо простые прохожие вступались за Гришу и не особо шустрые из ребятни ловили подзатыльники. Поэтому чаще всего мы просто тыкали в Гришу пальцем. Многие из взрослых частенько здоровались с ним, уж не знаю по какой причине, но скорей всего шутки ради. Чаще всего в ответ он улыбался и то же приветствовал, хотя иногда, как я уже говорил, вдруг начинал в ответ «вещать». Криком это не было, как я уже отмечал, просто он громко говорил, речь его приэтом была связанная и бессмыслицу он не нёс. Здоровающийся с ним, в этом случае смущался и отходил в сторону. Никогда не слышал, что бы кто-нибудь ругался на него или злобно что-то выговаривал. Последний раз, когда я его встретил, я шлепал куда-то с родителями. Стоял октябрь и было уже прохладно. Гриша шел молча, низко наклонив голову. Вдруг откуда-то выскочила пара парнишек и завела : »Гриня дурак, курит табак!». Счастье их было не долгим, кто-то из взрослых прикрикнул на них, а до одного дотянулась карающая длань. Гриша неожиданно остановился, посмотрел на всех и сказал : «Они же не ведают , что творят!», потом замолчал и завел свою знаменитую «пластинку». Пацаны быстро куда-то слиняли, а взрослые ускорили шаг и поспешили с места «проишествия». Гриша замолк, повертел головой, и двинулся дальше.
Больше я его не видел никогда. Да и кому интересен сумасшедший? Уже в 90-е потянулись очередные слухи о Грише. Мол, он прижился у церкви, там поправил свое душевное здоровье, и в конце концов куда-то уехал из города. Кто-то говорил, что Гришу «прибрали» по полной и поместили в заведение закрытого типа. Слухи, слухи, слухи. А я запомнил его глаза, светлые и какие-то чистые и ясные, по крайней мере мне так показалось.

Сортировать сообщения по дате:
Последние вверху
Последние внизу
31.05.2010 13:03:12 Григорий_Явлинский
Активность:
12.18%
>> Lekseich 31.05.2010 11:39:05
Интернат - это "когда без родителей" :). Я вот два последних года школы жил в интернате при НГУ (Самохин в курсе), так чесслово - во всей стране это было самое прогрессивное и европейское место для подростка.
31.05.2010 11:50:23 Самохин
Активность:
27.13%
>> Lekseich 31.05.2010 11:39:05
1. Боря - олиго.
2. Гриша не чудак.
3. Это не навязанное родителями "пугало" которое впоследствии переродилось в "сияющий образ странности".
31.05.2010 11:42:38 Лура
Активность:
2.89%
>> Skipper 31.05.2010 11:28:32
Цитата:Не сотвори себе кумира? Да?

Skipper Вы же умница, какой бы сволочью иногда не казались, я всегда старалась Вас понимать правильно...
31.05.2010 11:39:05 Lekseich
Активность:
33.69%
>> Самохин 31.05.2010 10:54:16
Цитата:Вы скорей всего имели ввиду - дом-интернат для умственно отсталых.
Нет, Гриша не был олигофреном .

Часто так бывает, что какое-то понятие, которое вошло в голову в детстве, вошло туда без кого либо анализа содержимого (настолько восприимчив детский мозг)... Для меня слово интернат было самодостаточным... У меня сразу всплывала картинка серого высокого забора, ворот с будочкой сторожа... А жителей этого странного интерната я видел в родительский день на кладбище... Олигофренов там не было, но они были все же ближе к Боре... Гриша же типичный городской чудак, коим может прослыть и учёный и краевед и просто частый прихожанин церкви...
А вообще это мог быть вымышленный персонаж ваших родителей, подкреплённый реально чудаковатым соседом, возникший для сдерживания детских безудержных эмоций...
В голове моего сына например есть Яков, который в зависимости от поведения ребёнка может быть и дедом морозом, оставляющим подарки, и злым дядькой, забирающим на время диски с любимыми мультфильмами...

Hе зная броду - не вытащишь рыбку из пруда...
31.05.2010 11:28:32 Skipper
Активность:
82.51%
>> Лура 31.05.2010 11:23:54
Не сотвори себе кумира? Да?
Просто улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.
31.05.2010 11:23:54 Лура
Активность:
2.89%
>> Skipper 31.05.2010 11:19:00
Цитата:Где-то я это уже слышал. Неувязочка, Лура. Или, как кухарка должна учиться управлять государством, так и уборщица должна учиться на литературного критика? Откуда такое уничижительное чинопочитание?

Возможно, Вам это знакомо, но все еще гораздо проще. Да, и стоит ли об этом…
31.05.2010 11:19:00 Skipper
Активность:
82.51%
>> Лура 31.05.2010 11:12:28
Где-то я это уже слышал. Неувязочка, Лура. Или, как кухарка должна учиться управлять государством, так и уборщица должна учиться на литературного критика?
Откуда такое уничижительное чинопочитание?
Просто улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.
31.05.2010 11:12:28 Лура
Активность:
2.89%
>> Skipper 31.05.2010 11:08:04
Цитата:А что не приказываете, а? Уже не первый раз замечаю за вами попытки свести всё к половому вопросу.

Ну, дак у меня работа такая, полы мыть, что Вы я простая холопка. Куда уж, нам уж, до Вас…
31.05.2010 11:08:04 Skipper
Активность:
82.51%
>> Лура 31.05.2010 11:06:09
А что не приказываете, а? Уже не первый раз замечаю за вами попытки свести всё к половому вопросу.
Просто улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.
31.05.2010 11:06:09 Лура
Активность:
2.89%
>> Skipper 31.05.2010 11:03:04
Цитата:Лура, кто отдал вам на тряпки ценнейшие свитки из библиотеки приёмной партии? Написанные, между прочим, на редчайшем длинноволокнистом хлопке. И на что вы их употребили? Хватит уже использовать Самохина, как смесь сушилки и сепаратора.

Skipper, я разрешаю Вам меня игнорировать…
31.05.2010 11:03:04 Skipper
Активность:
82.51%
>> Лура 31.05.2010 10:58:31
Лура, кто отдал вам на тряпки ценнейшие свитки из библиотеки приёмной партии? Написанные, между прочим, на редчайшем длинноволокнистом хлопке. И на что вы их употребили? Хватит уже использовать Самохина, как смесь сушилки и сепаратора.
Просто улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем.
31.05.2010 10:58:31 Лура
Активность:
2.89%
Ваша светлость, я выделила орфографические ошибки, добавила запятые лишь те, что заметила навскидку.
Общие замечания и обращения к "королю":
1. Ваше сиятельство, текст не разбит на абзацы, а потому сложен для восприятия.
2. Много тавтологии – слишком часто повторяются одни и те же слова, стоящие рядом «был», «знал», «видел», «говорил» и т.д. Автору необходимо пересмотреть свой словарный запас – или пользоваться словарем синонимов.
3. Ваше высочество Самохин, Вы постарались передать читателю свои детские воспоминания о человеке, внешний вид и манера поведения которого несколько отличалась от общепринятых. Но мне кажется, что для усиления остроты и трагизма повествования было бы целесообразно внести в него ряд художественных домыслов. Например, путем пересказа сути разговоров Григория с людьми.
Хорошо было бы, если автор «припомнил», как Григорий цитировал Ницше, обсуждал творчество Плутарха или Хаяма, тем самым ненавязчиво воспитывал бы сограждан не только своим внешним поведением, но и богатым внутренним миром.
Представляется целесообразным ввести в повествование некий субъективный фактор, впечатления автора от личного общения с героем. Например, автор, случайно толкнул героя и уронил его книги в лужу. В ответ герой не рассердился, а рассказал автору о тех интеллектуальных богатствах, которые пострадали от грязи в результате мальчишеской шалости. Этот случай настолько потряс автора, что он перестал озоровать, начал читать книги и превратился в самого знаменитого писателя.
В целом, повторюсь, рассказ оставляет приятное впечатление. Если Ваше королевское величество соблаговолите согласиться, то он требует художественной обработки, качественной редактуры и профессиональной корректуры.

«Со своей стороны, милорд, посчитала бы радостью быть с вами,
принимая во внимание мою любовь к вашему дому. ...
Не благодарностью, забвеньем клятв –
И вашим нелюбезным обращеньем. Король»
Ваша Ф Л.

31.05.2010 10:54:16 Самохин
Активность:
27.13%
>> Lekseich 31.05.2010 10:47:25
Вы скорей всего имели ввиду - дом-интернат для умственно отсталых.
Нет, Гриша не был олигофреном .
А про помещенных по напрасну ... умолчу. Эти люди были в природе, но размещались не в интернатах, ну и много преувеличений конечно по этому поводу было в 90-ые.
31.05.2010 10:47:25 Lekseich
Активность:
33.69%
Молодец, Самохин, хорошая зарисовка... на рассказ по причине отсутствия развязки не тянет... Или я её не увидел...?
А у нас в соседнем поселке был целый интернат для таких вот людей (душевнобольных)... Их уже там не лечили, они там просто жили, причем там попадались люди вполне адекватные, но по причине, что их нужно было признать душевнобольными их туда и помещали...

Hе зная броду - не вытащишь рыбку из пруда...
31.05.2010 09:47:48 Самохин
Активность:
27.13%
Цитата:Сразу вспомнился "Боря" Шукшина.

http://www.serann.ru/t/t1074.html

Это ваше? Круто.

Прочитал Борю. Боря круче :-)
31.05.2010 09:38:33 Григорий_Явлинский
Активность:
12.18%
Сразу вспомнился "Боря" Шукшина.

http://www.serann.ru/t/t1074.html

Это ваше? Круто.
31.05.2010 09:27:16 Самохин
Активность:
27.13%
Городские легенды
Наверное герой этой истории существовал в каждом городе. Городской Сумасшедший. Прошли годы, и я уже не помню его имени, а фамилии и не знал никогда. Назову его Гриша (возможно , так его и звали), как я понимаю, знали его только по имени, а известность его была городского масштаба, это точно. Самое главное, в чём он участвовал, не подозревая об этом – воспитательный процесс. Каждый ребёнок в городе знал - «Будешь читать много книг, станешь как Гриша!». Может конечно не до всех детей доводили данную сентенцию, но для меня Гриша был ходячим предупреждением. Был он высокого роста, худощав, нескладен, носил длинные волосы и жидкую бородёнку, возраст же имел, как мне казалось, не более тридцати лет или около того. Круглый год он был одет в длинное серое пальто, чистую светлую рубашку застегнутую на все пуговицы, темные брюки и ботинки. Сказать , что одежда его была грязна – нельзя. Да потрёпанная, да пыльная, но неопрятной её назвать было нельзя. Главной особенностью Гриши были … книги. Они болтались в его авоське, с которой он ходил, по-моему, всегда. Книг было штук пять-шесть и были они перевязаны бечевкой. Скажу сразу, я не имею представления, что это были за книги, да и от других никогда не слышал. Может это была богословская литература, может Кант или Ландау, а может и Паустовский. Ответа нет.
Я видел Гришу раз десять, не больше. Всегда помню его идущим по улицу и что-то бормочущим себе под нос. Разговаривая с кем-нибудь , не важно по поводу или нет, он иногда повышал голос и что-то цитировал, возможно мне это просто казалось, но отложилось в памяти именно так. Кто-то говорил что ещё не давно он был умным и одаренным юношей, кто-то считал , что он вообще был немым и разговаривать начал лишь недавно, но во время своей немоты регулярно посещал городскую библиотеку. Но никто не знал его маленьким, может его семья была приезжей? Не знаю. Но уж точно то, что библиотека являлась краеугольным камнем его судьбы, в этом сходились все. Вроде бы у него был дом и жил он с матерью, и мать его была вполне нормальная. Слухи, слухи, слухи. Встречая Гришу складывалось впечатление, что он куда-то опаздывал. Шаг был его быстрым и в то же время удивительно ровным. Очень часто видели его у церкви, но милостину он не просил, а все время находился с кем-то в беседе, то со священнослужителями , то с паствой. Причем говорили, что беседовал он спокойно и тихо. Считался ли он юродивым ? Посещал ли он службу? Не знаю, не знаю, не знаю.
Как все дети я немого побаивался его, но в то же время фигура шагающего по тротуару Гриши приводила нас, детей, в какое-то возбуждение. И мы преследовали его дразня, впрочем, было это до поры до времени, взрослые пресекали такие попытки раз и навсегда. Либо родители предупреждали, что так делать нельзя – и вы знаете, верилось и принималось это сразу. Либо простые прохожие вступались за Гришу и не особо шустрые из ребятни ловили подзатыльники. Поэтому чаще всего мы просто тыкали в Гришу пальцем. Многие из взрослых частенько здоровались с ним, уж не знаю по какой причине, но скорей всего шутки ради. Чаще всего в ответ он улыбался и то же приветствовал, хотя иногда, как я уже говорил, вдруг начинал в ответ «вещать». Криком это не было, как я уже отмечал, просто он громко говорил. Здоровающийся с ним, в этом случае смущался и отходил в сторону. Никогда не слышал, что бы кто-нибудь ругался на него или злобно что-то выговаривал. Последний раз, когда я его встретил, я шлепал куда-то с родителями. Стоял октябрь и было уже прохладно. Гриша шел молча, низко наклонив голову. Вдруг откуда-то выскочила пара парнишек и завела : »Гриня дурак, курит табак!». Счастье их было не долгим, кто-то из взрослых прикрикнул на них, а до одного дотянулась карающая длань. Гриша неожиданно остановился, посмотрел на всех и сказал : «Они же не ведают , что творят!», потом замолчал и завел свою знаменитую «пластинку». Пацаны быстро куда-то слиняли, а взрослые ускорили шаг и поспешили с места «проишествия». Гриша замолк, повертел головой, и двинулся дальше.
Больше я его не видел никогда. Да и кому интересен сумасшедший? Уже в 90-е потянулись очередные слухи о Грише. Мол, он прижился у церкви, там поправил свое душевное здоровье, и в конце концов куда-то уехал из города. Кто-то говорил, что Гришу «прибрали» по полной и поместили в заведение закрытого типа. Слухи, слухи, слухи. А я запомнил его глаза, светлые и какие-то чистые и ясные, по крайней мере мне так показалось.