Форум города Ханты-Мансийска
7 мая, вторник

Обсуждение новостей / Как инквизиция боролась с «сосудами греха». Почему в Европе сожгли 100 тысяч ведьм, а в России сжигать было некого

Cуть темы

http://svpressa.ru/post/article/128104/

довольно интересно.

Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы». Во многом повинен целибат — обет безбрачия.

Инквизиция меняет клиентуру

Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями. И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.

Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».

Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.

Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе. Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.

Народ и инквизиция едины

Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.

Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.

Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.

Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября служанку сожгли на костре.

Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала сходить на нет лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведовских процессов всеми слоями населения.

Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретические суды воспринимались зачастую как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это порой провоцировало вспышки антиинквизиционных бунтов, весьма мощных и кровопролитных.

С ведьмами же было гораздо проще — в них вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребенке. Известны случаи, когда казнили двухлетних детей.

Создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.

За весь же период охоты на ведьм по разным оценкам было уничтожено от 80 тыс. до 100 тыс. человек. Были среди казненных и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это были лишь единичные случаи.

Законодательная база

Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как ее понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство. Они были вполне конкретны. И с этих пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция, и светские суды. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными — не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами.

Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внес трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 году монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом по поручению папы Иннокентия VIII. Это был всеобъемлющий труд, в котором подробно рассматривались свойства демонов, досконально разбирались признаки, по которым можно распознать ведьму, приводились в подробностях методы допросов и сопутствующих им пыток.

Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.

Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью мы не станем. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедектинцы, один из которых был еще и деканом Кельнского университета, придумали великое множество. Понятно, что среди явных признаков есть «умение привлекать к себе труднопреодолимые плотские чувства». На теле подвергавшихся испытанию женщин искали особые пятна — «дьявольские». Их бросали в воду со связанными руками — если не тонули, значит, им помогают демоны.

Между строк трактата просвечивает женоненавистничество его авторов. Например, они утверждают, что «свойства женщин — это плакать, ткать и обманывать».

На сцену выходят наемники

В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. Появились «профессиональные охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки.

Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.

Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.

Несмотря на то, что никем не санкционированная деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя».

Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.

В середине XVIII века преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешенная толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.

А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. Мы же приведем простенькое объяснение, с которого и начинали свое повествование. Православный батюшка жил в радости со своею попадьей, рожал и воспитывал деток и ни в коем разе не считал женщину сосудом греха.

Код защиты
Сортировать сообщения по дате:
Последние вверху
Последние внизу
01.10.2015 22:01:59 Анонимно
http://www.nakanune.ru/articles/110959/
Интересный взгляд на проблему. Мне другое занятно: в народе говорят: каждая палка о двух концах. Разожгли пожар в Африке, а теперь как бы им самим от него не сгореть. Ведь беженца надо одеть, обуть, накормить, учить лечить, дать работу.
30.07.2015 07:41:51 Анонимно
>> Анонимно 29.07.2015 08:46:28
а ты на что ссылаешься
29.07.2015 10:13:08 Анонимно
>> Mrakobes 28.07.2015 22:52:54
Цитата:Я тут вот параллель сейчас проведу, "только ты не обижайся"(с). Почему хоккейные болельщики на порядок менее агрессивнее футбольных? На мой взгляд ровно потому, что в хоккее разрешена силовая игра. Поэтому болельщик опосредованно выплескивает свою агрессию через мордобой и силовуху игроков на площадке.


Стало быть причина "женского холокоста" в том, что не было хоккея? Таки в России тоже хоккея не было. Может быть амортизатором послужила лапта-средневековый типа бейсбол?
29.07.2015 08:46:28 Анонимно
>> Анонимно 29.07.2015 07:45:12
Цитата:вы забыли о педофилал и гомосексуалистах Ватикана,в них причина ""охоты на ведьм".в любом случае нынешний папа Римский будет последний,согласно многочисленным пророчствам.

Ну раз в пророчествах сказано, значит иначе быть не может.
Надо же довести людей до такого умственного состояния, что они ссылаются на некие пророчества, как на сообщение ТАСС. Спасибо российскому телевидению, особенно РЕН, ТНТ.
29.07.2015 08:00:49 Анонимно
>> Shustry 29.07.2015 07:56:32
ваш поп тоже бы рад кого-нибудь на кол посадить,да никто его не поддерживает,кроме старушек и благочинных неудачников.я видел его интервью ,где Гундяев говорит; " ешь,пей,гуляй,а завтра умрём". этими словами олн себя изобличает-своё неверие в жизнь души после смерти физического тела.
29.07.2015 07:56:32 Shustry
Активность:
15.30%
Блин
Срань гасподня! Блин, я тоже работу ищу ахахахаха. Ну что я знаю про ведьм ? Вроде их на кол сажат для профилактики запора. А у нас почему не сажали ? Ведь что такое православие ? Смесь христианства и язычества, видимо поэтому и не кашмарили, что язычество. Что то наш главный поп по центральному каналу зачастил что то видимо в него вселилось, даже не знаю что ? По ГД выступает? Неужто попы в политику полезли, а политиканство есть зло, в моем понимание добро и зло относительно, в понимание церкви политиканство - есть зло.
Amo DCLXVI.
29.07.2015 07:45:12 Анонимно
вы забыли о педофилал и гомосексуалистах Ватикана,в них причина ""охоты на ведьм".в любом случае нынешний папа Римский будет последний,согласно многочисленным пророчствам.
29.07.2015 07:23:28 Ведьма
>> Ищу работу. Пока не любую. 28.07.2015 23:47:32
Да и сейчас ведьм не ищут у нас. Их делают и нормальных баб. Как тут не станешь ведьмой, когда тебе зарплату урезают и при этом еще и недостачи вешают? А цены? Это же ужас какой то. Я 10 лет работаю продавцом и вижу как люди реагируют. Упавшая выручка это тоже подтверждает. Вот и колдуем с ценниками и пересортицей с обвесом и просрочкой.
Мне сына как то кормить, одевать и обувать надо.
29.07.2015 00:49:19 Mrakobes
Активность:
38.55%
Цитата:.... Или платят за это?

Определённо, Сэр!! Как говаривал классик "Продался мальчиш-плохиш проклятым буржуинам, за бочку варенья и ящик печенья"!!
Quod licet Jovi, non licet bovi
28.07.2015 23:47:32 Ищу работу. Пока не любую.
>> NorthPole 27.07.2015 17:46:15
Очередная пропукинская херня.
На Руси тех лет баб имели просто, дав по башке кулаком. А ведьма она или нет, про то никто не спрашивал. Тому есть документальные свидетельства. Надо не кожилить из себя пупов планеты пятьсот лет назад, и не пантоваться победой 75 лет назад , которое одержало поколение с диаметрально противоположными ценностями и в кардинально другом мире, а жить днем сегодняшним, в которм у людей России будущее туманно, зарплата подавляющего большинства не позволяет даже питаться достойно, 25 тысяч рублей сейчас реальная з/п. На эти деньги хлеб да каши дешевые, голым ходить не будешь и коммуналка сожрет остальное без остатка.
Вот где грусть-печаль. И не надо отводить глаза на "ведьм". Или платят за это?
28.07.2015 23:14:34 lekz
Активность:
23.85%
вот поэтому красивых жэнщщин и нет в европе.разве што полячки.а так всех повывели...
28.07.2015 22:52:54 Mrakobes
Активность:
38.55%
Я тут вот параллель сейчас проведу, "только ты не обижайся"(с). Почему хоккейные болельщики на порядок менее агрессивнее футбольных? На мой взгляд ровно потому, что в хоккее разрешена силовая игра. Поэтому болельщик опосредованно выплескивает свою агрессию через мордобой и силовуху игроков на площадке.
Quod licet Jovi, non licet bovi
28.07.2015 22:52:45 Mrakobes
Активность:
38.55%
Я даже больше скажу. Мне кажется, все эти сжигания ведьм, есть такой садистский способ удовлетворения своего нереализованного сексуального влечения. Эдакие средневековые Чикатило

Quod licet Jovi, non licet bovi
27.07.2015 17:46:15 NorthPole
Активность:
16.33%
Как инквизиция боролась с «сосудами греха». Почему в Европе сожгли 100 тысяч ведьм, а в России сжигать было некого
http://svpressa.ru/post/article/128104/

довольно интересно.

Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы». Во многом повинен целибат — обет безбрачия.

Инквизиция меняет клиентуру

Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями. И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.

Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».

Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.

Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе. Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.

Народ и инквизиция едины

Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.

Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.

Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.

Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября служанку сожгли на костре.

Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала сходить на нет лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведовских процессов всеми слоями населения.

Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретические суды воспринимались зачастую как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это порой провоцировало вспышки антиинквизиционных бунтов, весьма мощных и кровопролитных.

С ведьмами же было гораздо проще — в них вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребенке. Известны случаи, когда казнили двухлетних детей.

Создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.

За весь же период охоты на ведьм по разным оценкам было уничтожено от 80 тыс. до 100 тыс. человек. Были среди казненных и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это были лишь единичные случаи.

Законодательная база

Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как ее понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство. Они были вполне конкретны. И с этих пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция, и светские суды. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными — не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами.

Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внес трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 году монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом по поручению папы Иннокентия VIII. Это был всеобъемлющий труд, в котором подробно рассматривались свойства демонов, досконально разбирались признаки, по которым можно распознать ведьму, приводились в подробностях методы допросов и сопутствующих им пыток.

Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.

Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью мы не станем. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедектинцы, один из которых был еще и деканом Кельнского университета, придумали великое множество. Понятно, что среди явных признаков есть «умение привлекать к себе труднопреодолимые плотские чувства». На теле подвергавшихся испытанию женщин искали особые пятна — «дьявольские». Их бросали в воду со связанными руками — если не тонули, значит, им помогают демоны.

Между строк трактата просвечивает женоненавистничество его авторов. Например, они утверждают, что «свойства женщин — это плакать, ткать и обманывать».

На сцену выходят наемники

В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. Появились «профессиональные охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки.

Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.

Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.

Несмотря на то, что никем не санкционированная деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя».

Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.

В середине XVIII века преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешенная толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.

А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. Мы же приведем простенькое объяснение, с которого и начинали свое повествование. Православный батюшка жил в радости со своею попадьей, рожал и воспитывал деток и ни в коем разе не считал женщину сосудом греха.
Кто сказал, что американская пресса продажна? Нет, она не продажна, просто она продана один раз и навсегда. Марк Твен.