27.11.2013 18:36:35 Владимир
|
Технология нравственного возрождения гражданского общества в России
Добрый день!
Так как нравственные цели являются ведущими в любой деятельности, предлагаю начать экономическое развитие России с нравственного возрождения.
Технология нравственного возрождения гражданского общества в России
Обоснование, постановка и название проблемы Рационализм нашего века и времени в своём историческом движении «пренебрёг» нравственными ценностями, выработанными предшествующими поколениями. Дело дошло до того, что взрослые стали забывать, а дети не могли и не могут обрести традиции народа, что разрушает связь времён и ослабляет нацию. Так, русский человек всегда жил, всегда решал переданную ему из глубины веков проблему: «Как жить, чтобы святу быть?». Почему это спасительное для каждого человека осмысление сути бытия исчезло из жизни, оставшись в прошлом? И, если «на марше» экономических преобразований второстепенность морали не ощущалась как опасность, то в последние десятилетия XX века и начале XXI века социально-нравственная инфраструктура оказалась слабой и самой уязвимой. Отсутствие достаточного внимания к социально-нравственной подготовке подрастающего поколения и взрослых в полной степени объясняет экономические и социальные трудности нашего времени, фиксируемые во всех странах: падение морали, рост преступности и наркомании, снижение интереса к интеллектуальному развитию, непонимание спасительности и благородства любого, нужного обществу труда, проявление мотивов апатии, тунеядства, нигилизма, иждивенчества, инфантилизма, гедонизма и т. д. Управление воспитанием необходимо для создания такой инфраструктуры, которая наибольшим образом бы способствовала повышению духовного потенциала детского и взрослого населения единого воспитательного пространства, центральным учреждением которого является государство в лице телевидения. Реализация управления воспитанием в наше время возможна только через современное средство массовой коммуникации (телевидение). При управлении социально-гуманитарными системами основополагающее значение имеет правильно осуществлённое целевое прогнозирование, исходя из которого моделируется система (жизнь, по-ведение человека в данной среде, в данной ситуации), отбираются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки. В воспитании людей такой подход пока ещё не получил достаточного практического применения, что не позволяет целенаправленно формировать такие отношения между людьми, которые позволили бы личности устойчиво вести себя в отмеренное ему рождением время, преодолевать испытания в жизни и обретать силу в служении делу и людям (на практике вообще нет никакого подхода в воспитании людей). Следует отметить, что ожидание того, что нравственность возникнет откуда-то сама, ни к чему не приводит. Отступление Исторический путь России за последние десятилетия держал курс только в одном направлении освоения культурного наследия. Так, в жизни поколений полностью была исключена информация и опыт духовного воспитания граждан религией, являющейся составным элементом социальной культуры человечества. Поэтому в нашей стране освоены светские методы, средства и нормы образования и воспитания. По этому поводу можно радоваться и печалиться, восторгаться и негодовать, но, такова данность. Надеяться на то, что «разрушив до основания», за десятилетия можно создать без связи с прошлым что-то более значительное, чем многовековой опыт человечества, было нерационально, но это случилось.
Цель Создание нравственной инфраструктуры для развития духовного и интеллектуального потенциала детей и взрослых единого воспитательного пространства, включающего население страны, вступающего в деловые и личностные отношения на различных уровнях взаимодействия. В этом аспекте проблем единым системообразующим фактором (инвариантом) являются общечеловеческие нравственные цели (ценности, категории) поведения личности в обществе (пример нравственной категории в окончании). Управление воспитанием устойчивой социальной позиции личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Стратегические результаты Телевидение – центр единого воспитательного пространства, - управляя системой воспитания, превращает практику бытия человека в поступательно развивающуюся инфраструктуру нравственного взаимодействия людей.
Тактические результаты Наличие национальной идеи. Значительное снижение преступлений во всех видах деятельности человека (постоянное в каждом последующем временном отрезке). Значительное повышение результатов обучения и воспитания детей и взрослых в условиях формирования нравственной инфраструктуры в масштабах страны (постоянное в каждом последующем временном отрезке), исключение ошибок в системе образования (обучения и воспитания) на всех уровнях. Значительное повышение профессионализма и производительности труда во всех отраслях, в т.ч., ускоренное развитие инновационных составляющих экономики (постоянное в каждом последующем временном отрезке). Умение взрослого населения передавать навыки нравственного опыта подрастающему поколению (умение воспитывать). Максимально долгое существование русской цивилизации. Практическое применение Предлагаю все передачи, в т.ч., новостные, поставить на нравственные цели. Нравственная категория выбирается в соответствии с целями программы (сегодня, к сожалению, нет ни одной передачи, которая бы основывалась на соответствующих ей нравственных ценностях, новости подаются без оценки нравственных действий). Первый этап - информационный аспект, усвоение состава поля выбора (составляющих нравственных категорий).
Второй этап - мотивационный аспект, прогнозирование адекватного эмоционального отклика на нравственные цели, умение узнавать в происходящем событии составляющие нравственных ценностей и давать им адекватную оценку.
НО, нравственных целей нет, они, либо потеряны, либо потеряны совсем… ни по одной передаче и фильму населению непонятно о каких нравственных ценностях идёт речь и, тем более, непонятно, какая оценка им даётся при интуитивном их наличии. И говорить о том, возьмёт ли зритель на вооружение в собственное поведение основы нравственности, транслируемые с экрана, не имеет смысла вообще. Более того, интуитивная пропаганда положительного отношения к отрицательным составляющим нравственных категорий уже даёт ощутимые негативные результаты в жизни общества. Следует также отметить, что фильмы и передачи, основанные на положительных составляющих нравственных категорий, остаются популярными вне времени. НО, без усвоения составляющих нравственных категорий и умения их распознавать, не представляются условия передачи нравственного опыта людям. Вероятнее всего, популярность фильмов/передач вызвана инстинктивной тягой человека к нравственности.
Третий этап – операционный аспект, моделирование созидательного поведения самовоспитанием, передача населению страны навыков моделирования своей повседневной деятельности на основе нравственных ценностей при условии свободы выбора.
В данном аспекте стоит задача сформировать общественное мнение, основанное на нравственных ценностях, что, в свою очередь, является основой бытия гражданского общества. Технологии информационного, мотивационного и операционного аспектов проверены на практике и удивительно просты.
Внедрение Постановка в субъектную позицию авторов для самостоятельного моделирования нравственного (воспитательного) посыла зрителю. Постановка на нравственные цели любых отдельных передач, кинофильмов и т.п. Условия внедрения Обучение авторов программ (зубрёжка + практические занятия). Основное требование к авторам программ - открытое мышление, трудолюбие. Жёсткий контроль постановки в программах (передачах, кинофильмах и т.п.) нравственных целей, прогнозирования адекватного эмоционального отклика на цели, практического моделирования навыков поведения на основе нравственных ценностей. Пример нравственной категории ПАТРИОТИЗМ (определение) Поле добра • Забота об интересах страны (края, города, семьи) • Забота об исторической судьбе страны • Готовность к самопожертвованию • Верность Родине в борьбе с врагом • Сочувствие страданиям народа • Уважение к традициям народа • Уважение к историческому прошлому • Привязанность к месту жительства • Борьба с антиподами морали • Гордость социальными достижениями • Гордость культурными достижениями • Переживание за социальные пороки общества • Активность в труде и общественно-политической деятельности
Заблуждения (поле зла) • Общественная пассивность • Ненависть к паразитизму • Ненависть к эксплуататорам
Также, прошу принять к сведению, что существует накопленное за 5 тыс. лет нравственное наследие человечества - около 2 тыс. нравственных категорий (целей, ценностей) и их определений, например: • Уважение • Свобода • Добросовестный труд на благо общества • Добросовестное выполнение общественного долга • Забота о сохранении и приумножении общественного богатства • Ответственность • Принципиальность • Совесть • Скромность • Правдивость • Честность • Тщеславие (поле зла) • Тунеядство (поле зла) • Карьеризм (поле зла) • Дружба • Гуманизм • Любовь 19.05.2013 г. Владимир Жигарев
P. S. В расширение темы к абзацу «Цель»: также существуют единые системообразующие факторы таких глобальных инфраструктур, как Интеллектуальное развитие человека, Экономика. Практика развития человечества показывает, что без знания единого системообразуюшего фактора инфраструктуры (системы) управление любой инфраструктурой обречено на провал. Причём, провал в нравственной инфраструктуре не позволяет развиваться интеллекту и экономике.
P. S. 2 Мне известны (вычислены самостоятельно): единый системообразующий фактор экономики; единый системообразующий фактор интеллектуального развития (обучения).
P. S. 3 нужно научиться видеть нравственные цели. Они везде. Они ведущие в любой деятельности человека. для начала попробуйте соотнести составляющие поля добра нравственной категории патриотизм со словами и поступками главного героя фильма «Бриллиантовая рука».
Когда у Вас появится желание и возможность ознакомиться подробнее, то будете искренне удивлены, насколько всё просто и что ЭТО уже столетия лежит у нас под ногами. А мы (человечество) занимаемся «изобретением велосипеда», который никуда не едет.
Использованная литература: Словарь этики (издательства до 1981 г.) М.Н. Скаткин, Дидактика средней школы. Татаренко Ю.К., Технология адекватного эмоционального отклика (системный подход к управлению воспитанием).
|
03.02.2010 15:06:35 Абориген
|
>> М, aka пФ 03.02.2010 14:40:51
Уважаемый(ая) М, aka пФ (извините, не знаю вашего пола)! Вы правы, проблемы духовно-нравственного воспитания вообще и в городе в частности меня очень даже интересуют. И свою личную духовно-нравственную "ориентацию" я не скрываю, более того - активно пропагандирую. А вы, значит, из этих, демократично-атеистично-толерантных? Что ж, готов дискутировать. Если у вас, конечно, есть желание. "Дымком попахивает?" Может быть, и пора бы? Честно говоря, глядя на сегодняшний моральный беспредел хочется отправить на костер - не людей! - а некоторые идеи, идеологии и книжки. На Земле чище стало бы. В Англии - метро, а в России - рабство... В огороде - бузина, а в Киеве - дядька... По-вашему, наличие определенных технических новинок - это свидетельство духовной крепости общества?! А вам напомнить печальную судьбу аборигенов Индии, Австралии, Северной Америки и т.д., на чьих костях и золоте англичане строили свою империю? P.S. А личность Кашьяпы меня как-то не привлекает. Грешен, люблю рыбку ловить - как раз на столь обожаемых Кашьяпой червяков...
|